Курентзис @ RT: “В музыке я ценю тишину”

Российский и греческий дирижёр, музыкант и актёр, Теодор Курентзис имеет особое мнение по поводу того, для чего человечеству вообще нужна музыка. Своими мыслями на эту тему он и поделился в эксклюзивном интервью RT. Курентзис рассказал о связи мира звуков с чувствами, о влиянии классических и современных произведений на каждого человека в отдельности и на общество в целом, провёл ряд необычных аналогий. Кстати, большое значение в музыке имеют, оказывается, тишина и цвет…

Официальный промо-ролик:
russian.rt.com/nopolitics/video/447878-eksklyuzivnoe-intervyu-teodor-kurentzis-promo

Ссылка на интервью:
doc.rt.com/filmy/teodor-kurentzis-v-muzike-ya/

Видео:

Ссылка на забавный фрагмент:

Цитаты:

Теодор:

Идея дирижера и моя собственная идея – восстановить коммуникацию между людьми. Каждый музыкант может иметь свою точку зрения на произведение, и каждая из них может быть замечательная. Но когда играем вместе, мы должны выбрать только одну идею, которая станет произведением искусства. Как внушить этим людям любовь и веру к этой конкретной концепции и объединить их в единых дух – это то, что нужно делать дирижеру.

В идеале, может быть, через сто пятьдесят лет, коммуникация между людьми будет на уровне телепатии: смотрим друг другу в глаза и сразу понимаем, о чем идет речь. Тогда, может быть, уже не нужен будет дирижер.
Мир без правителей, мир без дирижеров – это идеальный мир. Но пока дирижеры доказывают несовершенство общества и коммуникации.

Я не верю в популяризацию искусства. Я верю в учение искусству.

Как не повезло Малеру, что он стал таким популярным. Он должен быть остаться только для нас, которые понимают эту музыку. С другой стороны, это немножко эгоистический тезис. Искусство – это для всех.

Я сам люблю поп-музыку. Но в поп-музыке, как и в классической музыке, есть разные направления. Есть легкая музыка, чтобы эксплуатировать и деньги заработать. А есть искусство, которое имеет авторское внутреннее вдохновение и посыл. Есть гениальные представители этого жанра. И они могут быть более ценны, чем представители классической музыки, которые халтуру делают и эксплуатируют музыку, чтобы заработать деньги. И композиторы такие есть. В том числе классические выдающиеся композиторы, которые очень много позволяли себе халтуру.

Авангард не существует сейчас. Он был в 60-х годах.

Есть выдающиеся современные композиторы. Вы не привыкли слушать современную музыку. Но если привыкните, в ней есть какая-то логика.

В нашей работе звук – носитель духовной, спиритуальной энергии.

Это самое главное: так трепетно относиться к звуку, чтобы ты мог передать всё, что у тебя есть внутри в этот момент, потянуться от своего сердца и тронуть сердце другого человека. Мы живем в этот момент. Это то самое тепло прикосновения.

Мне не интересно делать какой-то звук, который забавный или декоративный. Он должен быть носителем чего-то.

Бертман про Теодора при репетиции оперы “Фальстаф”.
Он ей говорит:
– Танечка, возьми эту ноту розовым звуком.
Она ничего не говорит и сразу делает.
Он:
– Нет, это не розовый, это фиолетовый. Давай еще раз, розовый.
Она берет ноту, а он ей говорит:
– Нет, это сиреневый. А мне надо, чтобы эта нота была розового цвета.

Вообще у артистов антенны в спине находятся.

Зритель – это соучастник. Ключ успеха – это не ты играешь, а я слушаю, а мы вместе что-то делаем. Мы вметсе становимся свидетелями ритуала, благодаря которому становимся лучше и познаем себя лучше.

Тишина для меня – это основной элемент музыки. Можно воспринимать музыку как тишину, которая разрушается звуками. А можно наоборот – звуки, которые нарушаются тишиной. Музыка – это не то, что черное в нотах, не чернила. Музыка – это белое, которое дает листок под нотами. Музыка – это паузы между звуками, то, что находится между нот.

Тишина – это самое большое сокровище.

Мир очень плохой и несовершенный почему? Потому что мы несовершенны. Мы создаем этот мир. Мы – это я и вы. Поэтому миссия музыка – дать этот интимный момент человеку, чтобы услышать самого себя. И поменять что-то. И делать какой-то шаг для собственного улучшения, своей собственной эволюции.

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.


*