В рамках фестиваля “Ночь искусств” в музыкальной школе имени Гнесиных прошла встреча с дирижером Теодором Курентзисом. Маэстро поговорил со студентами о восприятии музыки и на примере маленького отрывка из Третьей Симфонии Густава Малера наглядно продемонстрировал, как он и его музыканты часами могут репетировать несколько тактов, чтобы добиться нужного ощущения.
ВИДЕО:
Теодор:
Всё искусство и жизнь, которую мы живём, – это лабиринт. Никогда не знаешь, в каком месте ты находишься. Самые тёмные места иногда ведут к свету. А самые светлые места иногда оказываются тупиком. Поэтому всегда нужно потратить время. И общаться. Чтобы понять, кто ты есть и что ты делаешь. Мне это очень нужно.
…
Основная тема, которую я хотел бы обсуждать, это не политика Европы и все эти темы, которые нас волнуют каждый день. Я хочу напомнить всем, что большие тёмные силы, когда хотят дезинформировать людей, когда хотят, чтобы люди не смотрели на важные вещи, создают какие-то глобальные проблемы, чтобы все люди на них смотрели и обсуждали и перестали смотреть на основные проблемы, которые существуют. Основная проблема – это наше личное отношение к самому себе. Это длинный разговор, который ещё не состоялся.
…
Я буду пытаться, чтобы мы сегодня хотя бы на две-три секунды создали маленький разговорчик с самим собой.
…
Всё в этом мире строится на коммуникации между двух людей, когда мы находимся вдвоем в одной комнате и создаем какую-то волну и какую-то частоту, где мы можем понимать друг друга. <…> Если мне было холодно и тебе было холодно, мы поняли через какой-то сигнал, что нам обоим было холодно. <…> Но в музыке объект и субъект видимый и невидимый. И мы не уверены, что имеем одинаковые ощущения. Ты слушаешь какую-то музыку и говоришь: “Мне сладко от этого”, и это какая-то метафора. А для меня сладость выражается по-другому. Значение этих слов, которые мы придумали, ускальзает. <…> А самый сложный этап – это сон. Во сне мы видим какие-то реальные иногда ситуации в каком-то ирреальном пространстве. Мы видим какие-то вещи, которые мы как-то понимаем, но никак не можем выразить и поделиться. Почему это происходит? Потому что эти ощущения не общие. <…> Музыка говорит об этих ощущениях. В музыке можешь говорить слова, которые не можешь выразить и которые тебе не понятны, и можешь создавать такие краски, которые не существуют. Это просторы, которые умрут, когда ты умрешь.
…
Мир, в котором мы живем, наполнен разными частотами разных энергий. Процесс коммуникации составлен так, что мы ощущаем одни и те же ощущения и забываем, что есть эти “просторы”, и невозможно установить коммуникацию в этих “просторах” помимо искусства и музыки. Но мы можем объединяться хоть на одну секунду в таких пониманиях, и тогда для меня начинается религиозный успех музыки. Человек меняет кожу и становится немного другим, начинает понимать самые главные для меня ценности в жизни – это прощение и любовь; начинает быть немножко… прозрачным.
…
Музыку слушаешь всегда в одиночестве. И в концертном зале – в одиночестве. Но красота в том, что каждый зритель отправляет свой сигнал в космос, и где-то эти сигналы создают какое-то прекрасное сочетание.
…
Каждая беседа и каждое отношение в нашей жизни – это какой-то пробный тур, который способен расширить наше сознание.
…
У меня есть какая-то странная философия. Вся музыка хорошая. Какая-то более глубокая. Какая-то способна дать больше воды и кислорода. В какой-то мы не способны взять это. Но вся музыка зависит от абонента. Не бывает музыки без абонента. Бывает музыка ангелов. Бывает музыка цветов, которую мы не можем легко услышать. Музыка, о которой мы говорим, требует абонента, а абонент влияет на этот процесс. Энергия слушателя вляет. Иногда поразительно, какая энергия у слушателя, что ничего не получается.
…
У меня агорафобия. Иногда мне бывает физически очень плохо, когда я нахожусь с людьми. Но без них я тоже не могу. Так выражается агорафобия. И были моменты, когда ангелы были там и пели. В эти моменты, если работает канал, то всё идет на автопилоте. Если ангелы поют, ничего невозможно разрушить. Ангелы поют, если ты находишься в канале. Это не зависит от моральной и духовной подготовки. Я думал раньше, что зависит, но нет. Это дар: дано этому моменту, чтобы это случилось, или не дано.
…
*про финальную часть Третьей Симфонии Малера* Все исполнители знают эту музыку. И хотят играть её очень выразительно, потому что она очень красивая. Но Малер пишет: “спокойно, медленно, выразительно, поющим звуком”. Вот здесь я вижу основную ловушку.
…
Если попасть в нужные частоты, они сами будут двигаться. Надо забыть всю информацию, которая у нас есть. Забыть, где мы есть. Чтобы “попасть”, нужно быть в этом состоянии. Мы приглашаем музыку. Звук берем и обнимаем. Не диктуем его. Вы его не слушаете. Мы его не играем. Мы где-то в середине этих ощущений.
…
Теодор: Лучше! А теперь давайте всё испортим и включим “выразительность”.
Голос из зала: Плохую?
Теодор: Нет, не плохую. Человеческую.…
*музыканты берут аккорд*
Теодор: Не то.
Пианистка: Не могу поймать.
Теодор: А ты не лови. Придёт. Это не от тебя зависит.…
Теперь давайте сыграем хорошо. Все хорошие вещи сложные.
…
*обращает внимание на аккорд* В оркестрах – если не знаешь партитуру, это не услышишь. Один не знает, что играет другой. И каждый играет выразительно для себя. И не получается.
…
У меня есть история, которая ассоциируется с этой музыкой очень тесно. Если медитировать на первые скрипки, услышите ветер Гефсимании. Я вижу Гефсиманский сад. Религиозный. Тихий, издалека, закатный. Где все цифилизации падают. И отнимается скафандр цивилизации, чтобы следовать за миром. И остается только название Христа. Я хочу рассказать одну историю, которую ассоциирую с этой музыкой. В Северной Греции есть Фракия, там есть много религиозных народных песен. И одна из этих песен рассказывает об этой потрясающей истории. Богородица после того, как Христос умер, ушла плачущая с Голгофы с Иоанном. И по дороге она услышала, что одна женщина плачет. Она забыла свою боль и пошла посмотреть, кто та женщина, которая плачет. Пошла и увидела, что это мама Иуды. Она взяла ее за руку и сказала: я тебя приглашаю, пойдем со мной, будем плакать вместе. Вот такая народная история, которая показывает такой большой объем. И после всех приключений, мышлений и философий это всё соединяется в одном. В этом есть и аскетизм, и ветер пустыни, есть аромат заката – и ты теряешь время, не можешь вычислить, и перестаешь вычислять. Давайте с этим ощущением сыграем один раз.
…
Если что-то не получается, это не значит, что это плохо. Чтобы попасть в образ, в энергию, нужно не стараться.
Источник: https://www.m24.ru/videos/iskusstvo/03112014/66763
Запасная ссылка: youtu.be/Qfmbrv8WOSs
Be the first to comment