Интервью. Теодор Курентзис и Хот Культур в Доме Радио 💬🎬

Художественный руководитель Пермского театра оперы и балета, и оркестра musicAeterna, дирижер, Теодор Курентзис, про чернила Моцарта, Малера, Петербург, плохую критику и теорию Дарвина. Разговор снят в Доме Радио в Санкт-Петербурге.


Содержание:
00:00 – Всем привет! Приятного просмотра
01:00 – Бела Барток
02:15 – «Идоменей»
03:30 – Что лучше поможет понять классику
05:30 – Про интерпретации и что будет если играть точно как написано
09:15 – Малер, дружеская интерпретация, ошибки восприятия.
11:40 – Инстинкт итерпретатора
13:43 – Про Петербург
16:46 – Почему оркестр Курентзиса играет стоя
19:37 – Обучение. Мусин. Мравинский
21:30 – Правда внутри
22:08 – «Я не мечтал стать дирижером». Как Теодор стал дирижером.
23:30 – Первое, что нужно сделать, чтобы стать дирижером
24:45 – Дягилевский фестиваль: Малер, симфония No 9. Брамс, Реквием
28:30 – Про критику
33:15 – Про агностиков и атеистов
37:55 – Зальцбургский фестиваль и те, кто не любит Курентзиса
40:40 – «На Олимпе?»
41:15 – «Мне не все нравится, что я делаю…»

ВИДЕО || VIDEO:

Теодор:

Мы должны исследовать новые течения в искусстве. Посмотреть на новое экспериментальное лабораторное искусство. Это может быть танец. Или театр. Это нам поможет лучше понять классику, которую мы считаем, что знаем.

Есть люди, которые думают, что знают творчество Чехова. Ставят всю жизнь Чехова. Но на самом деле ты не можешь понять глубину такого гения, если варишься в собственном соку. Однажды ты должен немного абстрагироваться; обогащаться; путешествовать. И снова вернуться, чтобы посмотреть на это через новый опыт.

Если играть Чайковского – любое произведение – точно так, как написано, оно становится более радикальным.

Если вы хотите кого-то удивить в классической музыке, просто берите партитуру и чётко играйте со всеми указаниями.

Большинство меломанов, естественно, не знают наизусть партитуру. Они видели пару записей, про которые они считают, что они хорошие. Привыкли к ним. И имеют это как архетип в центре своего представления. И всё остальное сравнивают с этими записями. И так им покажется, это хорошо или плохо, быстро или медленно, стремительно, тихо или громко, эмоционально, белое или чёрное. Но это очень поверхностная история. Если вы хотите таких людей удивить, и чтобы они вам сказали, что вы безумец, просто берите партитуру и сыграйте то, что написано. Скажут, что вы очень радикальны. Даже если вы сыграете по метроному, они все будут очень удивлены. Потому что никто этого не делает.

Я не говорю, что они должны это делать. Нет. Я не хочу критиковать их правду. У каждого есть своя правда. Мы знаем, что многие композиторы меняли интерпретацию каждый день. Малер редактировал свою партитуру на каждый концерт, который сам давал; делал в ней новые наметки, менял динамику радикально.

Ты должен иметь инстинкт и понять, как если бы композитор был рядом с тобой: что лучше сделать для произведения.

Самая главная цель: чтобы драматургия произведения, которое ты играешь, тронула слушателя до глубины души. Я должен вытаскивать то, что композитор хочет, из вашего сознания, из вашего сердца. Если операция прошла успешно, но пациент умер – это бездарная ситуация.

Со временем мы канонизируем всё, что было в прошлом. Например. Какой-то мой друг Володя играет моё произведение. А у него только две репетиции. Оркестр не выучил текст. Какие-то вещи упрощают, как-то это собирают и играют. Кто-то это записывает. А мы помрём все. А кто-то через сто лет найдёт запись и скажет: “Теодор был там рядом с ним, так нужно играть эту музыку”. Но условность, что я был в шоке, потому что они не выучили ноты, и так далее, и так далее, – это никто не будет учитывать. Поэтому инстинкт интерпретатора в том, чтобы делать как можно лучше, чтобы почувствовать атмосферу, понять, что происходит у тебя в жизни, у людей в жизни, и это произведение должно говорить.

Коммуникация – это когда мы слушаем друг друга. Поэтому исполнитель должен слушать эту тишину в зале. Он должен почувствовать, что требуется в этот момент, и наполнить его. И этот диалог очень важен.

Особенный трепет – выступать в Санкт-Петербурге. Этот город пропитан культурой. Конечно, это высокие слова, которые каждый говорит. Тем не менее, “зачет” все время нужно пересдавать каждый раз. Ты никогда не сдал все экзамены в этом городе.

Я не мечтал стать дирижером. Мой талант предназначен для композиции и поэтичности. Я мог хорошо оформить идею свою, и создавать её. Но получилось так, что я видел эту идею и в чужих произведениях. И кто-то считал, что это убедительно. И так я стал дирижером. И я осознанно отнимал у себя все вещи, которые характеризуют дирижера, потому что они не совпадают с моим поэтическим миром.

Я люблю критику в свой адрес. Но хотелось бы, чтобы люди, которые пишут критику, по крайней мере знали бы материал так, как я знаю. Если люди не знают материал и слушали две записи в своей жизни, и потом они живут в каких-то шаблонах… Если бы они посвятили бы время изучить глубоко этот материал, они понимали бы немножечко больше.

Мне интересно понять: “А вы понимаете, что я говорю? Или вы понимаете что-то другое?” В хороших критиках где проблема… Приходят какие-то люди и восторгаются: “О, Теодор! Вы такой!.. Такой..” И говорят, говорят, говорят. А я понимаю, что они ничего не поняли. Что-то другое поняли, им что-то понравилось, по своим причинам. Я им говорю: “Спасибо, но я не делал то, что вы говорите”.
А иногда бывает плохая критика, где человек меня не любит и изначально хотел что-то плохо написать, но он что-то понял.
Но все без исследования.
Я бы предпочел, чтобы они знали партитуру.
Если я пойду на какой-то концерт, мне может понравиться или не понравиться, по каким-то своим причинам. Но чтобы критиковать, я должен изучить партитуру по крайней мере на том уровне, на котором ее знает дирижер.

Я общаюсь с людьми, которые реально делают критические издания и знают. Мы спорим о каких-то нотах: это стаккато или каель. А это Моцарт писал карандашом или не Моцарт, и какого цвета чернила? Может быть, зелёные? Мы даже почерк проверяем.

Например, агностики или атеисты говорят мне, что бог не существует. Есть люди, которые верят в теорию Дарвина. Хочу спросить их, а они могут нам доказать теорию Дарвина? Они говорят: да, мы можем. Откуда? Мы читали книги, вот ученые говорят. А вы сами можете это доказать; вы сами делали ваше исследование; или вы тоже верите? Только вы верите в то, что ученые говорят. В итоге, и агностики, и атеисты, и дарвинисты доверяют другим источникам. Но есть вера, которая отключает сердце. Во главе ставится разум, который слепой, потому что он сам не может совладать с этой информацией.

То же самое в критике. Мы что-то принимаем априори. Входим в состояние доверия какой-то информации. Есть запись, она существует, про нее говорят: вот это правильно. И потом с ней сравнивают всё остальное. Чтобы понять, правильно или не правильно, я должен пройти этот путь.

Руки опускаются. Руки поднимаются. А потом получается, что ты дирижер – опускаешь и поднимаешь руки.

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.


*